Разделы

Теги

Ещё
Статьи

Скирвита, вернее, Skirvite — один из многочисленных рукавов Нёманской дельты, пронизавших вдоль и поперёк Национальный парк Nemuno Delta, что находится неподалёку от Клайпеды, в Литве. На другом берегу Скирвиты — Калининградская область, а всего через пару километров вниз по течению — Куршский залив Балтийского моря.

Само по себе это описание уже наводит на мысль, что с рыбой там должно быть всё в порядке. Река и залив являются домом для огромного количества лещей, плотвы, голавлей, язей и прочих видов, а Национальный парк и постоянный контроль пограничников не располагают к браконьерству.

В прошлом году нам довелось поучаствовать в соревнованиях в этом прекрасном месте. Тогда мы заняли четвёртое командное место, обидно упустив завоёванное в первый день лидерство. Весь год мы мечтали вновь попасть на Скирвиту, чтобы побороться с огромной плотвой и мощными голавлями, или же познакомиться с темнобокими лещами Нёманской дельты. Поездка была запланирована на весну, но затяжная зима спутала карты и на весеннюю Скирвиту мы не попали. Летом были ещё одни соревнования, на которых в уловах доминировал Лещ. Но мы в это время были в Москве, на Кубке Мавера.

Но, как оказалось, нам всё же суждено было попасть на Скирвиту и в этом году. На начало октября Литовская Лига Рыболовно-Спортивных Клубов запланировала первый этап Чемпионата Литвы 2014 года. Да-да, именно так. Осенью 13 года — первый этап 14-го. И мы решили ехать.

В этом году у нас не было соревнований на больших реках с сильным течением, поэтому пришлось обновить свой парк речных оснасток, связав новые под полный пятый кит. Основное внимание я уделил плоским поплавкам. Для проводки мне в последнее время очень нравятся «флажки» от Мавера, я подготовил линейку от 4 до 12г. Для более жёстких придержек и полного стационара я сделал оснастки с поплавками Cralusso — 15- и 20-граммовые «Шарки» и 25-30-40-50-граммовые «Торпеды».

В прошлом году основной резиной, которую мы использовали на Скирвите, была цельная диаметром 1,4 мм. Я решил на месте окончательно определиться с резиной и приготовил шесть китов — три с холлоу-эластиком (2×1,8 и 2,2) и три с цельной резиной (1,2 и 2×1,4)

* * *

Выехали мы в среду, второго октября, вечером. Расчёт был на то, чтобы попасть на границу к минимуму очередей. Расчёт оправдался на все сто — такого быстрого прохождения границы я не припомню. Подъехали к совершенно пустому терминалу, никаких вопросов типа «Откуда-куда-зачем?» — быстрый паспортный контроль и — «Счастливого пути!». Если бы не пришлось минут десять ждать литовского пограничника, всё заняло бы не более пяти минут.

Изначально мы планировали заночевать в Вильнюсе, но рядом с хостелом, который нам попался не было никакой стоянки, а оставлять набитые снаряжением машины на улице после недавних инцидентов в Польше как-то совсем не хотелось.

Безуспешно ткнувшись ещё в пару мест, решили ехать дальше и попытаться найти на трассе какой-нибудь мотель.

Скажу честно — найти относительно недорогое жильё посреди ночи в Литве намного сложнее, чем в Польше :) :) Все почему-то… спят. :)

В результате, остановились мы только в Каунасе в маленькой, аккуратной частной гостинице со своей парковкой во дворе и завтраком, включённым в стоимость.

Рано утром помчались дальше и часам к одиннадцати были уже на берегу Скирвиты.

Тренировки

Уверенно разместившись в том самом месте, где проходили наши тренировки в прошлом году, мы начали готовиться и месить прикормку. Главной задачей первой тренировки было для нас проверить оснастки и выяснить, какую же всё-таки рыбу нам предстоит ловить, поскольку практически все, кого мы об этом спрашивали, что называется «путались в показаниях».

Даже беглый взгляд на воду говорил об очень быстром течении, поэтому я сразу разложил кит с 50-граммовой «Торпедой» на холлоуэластике 2,2. Завёл оснастку для пробы и… да уж… Течение лихо выворачивало полтинник. О стационаре можно было говорить лишь с очень большой натяжкой. Промерял глубину. Полный пятый кит. Лихо. Для проводки разложил 15-граммовую «Торпеду» на холлоу 1,8.

Прикормки по максимуму утяжелили и склеили, благо бентонита с собой было. На дороге насеяли гравия. Закормились четырьмя разными вариантами прикормки. Два из них были плотвиной направленности, два — лещёвой. Три человека ловили на полные 13 м, а Сергею Гулю мы поручили пробивать 9 м дистанцию (прогноз обещал на субботу ветер 7м/с).

С первых же проводок стало понятно, что мы на Скирвите :)

Все довольно быстро обрыбились отменной плотвой, влетело и несколько голавликов, самый крупный из которых завесил 600 г.

Однако рыба клевала разная. Вперемешку с товарной рыбой влетала и откровенная мелочь.

Вскоре после начала ловли к нам осторожно подкрался внедорожник пограничников. Стараясь ничем не мешать, стражи рубежей попросили показать им документы, а проверив их, ещё минут на 20 остались с нами посмотреть на ловлю и пообщаться.

Погода была прекрасная, чего нельзя было сказать о клёве. После довольно бодрого старта всё пошло по затухающей. Докормы не сильно меняли картину. Постепенно всё свелось к вымучиванию единичных мелких рыбёшек. Солнце клонилось к закату и мы решили на том и закончить, тем более, что усталость с дороги начала брать своё, а нам надо было ещё найти нашу усадьбу.

Выводы после первой тренировки были не очень утешительными.

1. Рыбы, судя по всему, немного. Легендарных уловов по 20-30 кг ждать вряд ли приходится.
  2. Лещей как-то не видно. Скорее всего основной рыбой станет плотва с приловом голавля. Так что тяжёлые плоскачи для стационара останутся факультативным планом «D».

Для себя я отметил также, что холлоу 1,8 на таком течении и на такой рыбе — слабовата. Даже некрупная плотва вытягивала её чуть ли не на метр.

Собравшись, отправились искать «поместье». Поиски продолжались недолго, и вот мы уже въезжаем в ворота усадьбы, где нас встречает Йонас Яблонскис.

И тут нас ждал сюрприз. Оказалось, что мы тренировались не там, где будут проходить соревнования! Мы как-то по умолчанию думали, что это будет вторая бетонка, на которой проходил Кубок Балтии, однако в этот раз местом действия должна была стать третья бетонка, расположенная ниже по течению. Йонас успокоил нас тем, что течение там слабее и с рыбой всё в порядке.

Утро встретило нас ослепительным солнцем, звенящей тишиной и толстым слоем инея на траве, крышах и поленницах дров. Увидев эту красоту я сильно перепугался за мотыля, оставленного нами на открытой веранде. Но к счастью, туда мороз не добрался и личинки чувствовали себя превосходно.

Позавтракав, мы отправились знакомиться с третьей бетонкой.

На месте было уже много спортсменов. Все не спеша раскладывались, готовясь к тренировке.

Йонас посадил нас чуть левее середины, а сам отправился в самый левый край, где, как он сказал, мельче всего и хуже всего с рыбой.

Мы вновь замешали несколько вариантов прикормки, учитывая, естественно, опыт первой тренировки. Я в этот день тестировал «земляную» прикормку — 1 кг RSлещ-спорт, 0,5 кг бисквита и литров 12 земли. Всё это было сдобрено хорошей порцией ароматики и подклеено мелассой и бентонитом.

На этот раз я разложил два кита с цельной резиной 1,4. Течение в этом месте действительно было намного слабее, чем на второй бетонке, для полного стационара хватало 20-граммового «Шарка». Проводку можно было делать с поплавками от 4 г, а при большом желании и меньше. Отличалась и глубина. 2,5-3 метра против почти пяти метров на второй бетонке — разница ощутимая. Для проводки я разложил 4 г «флажок».

Рыба подскочила со старта, но… мелкая. Обычная плотвичка в 40-60 г, а то и меньше. Резина 1,4 на такой мелочёвке практически не вытягивалась. У меня рыбка встала на прикормку довольно плотно и часа полтора я ловил её не докармливаясь, в то время, как Паша регулярно заводил чашку, чтобы оживить клёв. Крупная плотва в этот день попалась только одна.

По берегу ситуация была примерно одинаковая. Крупной рыбы в больших количествах не ловил никто, да и единичных бонусов больше 300 г как-то не было заметно.

Многие литовские спортсмены раскладывали болонки.

Готовясь ко второй бетонке мы не взяли с собой болонские удочки, поскольку на том течении и глубине нормальную проводку можно сделать только в секторе третьего снизу соседа. Сейчас же мы сильно пожалели об отсутствии этих снастей. Течение и ветер с моря, дующий ему на встречу давали возможность нормально работать в своём секторе, а бегучая оснастка позволяла достать до большей глубины, где держалась более крупная рыба. Впрочем, особо выдающихся результатов болонщики на тренировке не показали. Размер их трофеев полностью компенсировался значительно меньшей частотой их поимки.

У нас же повторилась ситуация первого дня. Клёв стал постепенно затухать у всех. Через полтора часа я докормился, замешав в прикормку значительную порцию мотыля. Это оживило на какое-то время клёв, однако второй такой же докорм просто убил точку. Причём рыба никуда не делась — поклёвки следовали с каждой проводки, вот только засечь рыбу не удавалось.

Половив три с небольшим часа, решили закончить. За это время в садках образовалось от двух до трёх килограммов. Результат удручающий для этого места. Однако у остальных команд было не на много лучше.

Выводы напрашивались следующие:

1. Рыбы действительно мало, в основном некрупная плотва.
  2. Рыба, похоже, быстро наедается питательной прикормкой с большим количеством мотыля, после чего ловить её становится очень трудно.
  3. Не помешают лёгкие оснастки с тонкими поводками и мелкими крючками.
  4. Лещей нет и здесь.

Обсуждая результаты тренировки, думали, что же делать с прикормкой. Мы с Пашей считали, что нужно делать земляной вариант, чтобы дать рыбе как можно меньше шансов быстро наесться. Саша Высоцкий, отчасти соглашаясь с нашими доводами, тем не менее настаивал на прошлогоднем варианте прикормки. Оба варианта имели свои «ЗА» и «ПРОТИВ». В результате мы пришли к компромиссному варианту. Уменьшили на один килограмм количество прикормки в прошлогоднем составе, заменив его землёй.

Вот что получилось в итоге:

Прикормка

• 250 мл Aromix Brasem
  • 7 кг речной земли

Оснастки

Я решил раскладывать четыре кита. Вернулся к полой резине, добавив к ней один кит с резинкой 1,2 мм для самой лёгкой оснастки.

Оснастки раскладывал следующие:

1. Обычный поплавок 2 г для самой деликатной ловли;
  2. «Флажки» 4 и 6 г для проводки с придержками;
  3. Шарк 20 г для полного стационара (просто на всякий случай).

Вот как выглядели оснастки:

Первый тур

Утром пятого октября состоялось торжественное открытие соревнований. К нашему удивлению выяснилось, что по положению в команде должно быть три человека. Но мы-то приехали вчетвером! К счастью, это стало сюрпризом не только для нас. У польских поплавочников также было два «лишних» бойца :) и недолго посовещавшись, мы собрали ещё одну интернациональную польско-белорусскую команду, которую назвали Briscola United. От нас в эту команду вошёл Сергей Гуль.

Прошла жеребьёвка. Я на оба дня попал в зону B, правда, никто не мог сказать, где будет зона B во втором туре — расположение зон второго дня по литовским правилам тоже определяется жребием. Прошла жеребьёвка секторов первого тура. Я попал в B1 — на сектор левее того места, где я ловил на тренировке в пятницу.

Я разместился ближе к левому краю сектора, чтобы иметь возможность делать контролируемую проводку через весь сектор. Если не считать крутой бетонки, требующей обязательно привязывать платформу, берег на Скирвите очень удобный. Ровный травяной газон позволяет комфортно разместить все вещи, киты можно кинуть прямо на траву, а штекер очень удобно катать по чехлу без всяких роликов.

На старт я слепил в большие шары две трети прикормки, добавив в неё граммов 300 мотыля. Десять комков поменьше для завода чашкой слепил с бОльшим количеством мотыля и добавил немного варёного опарыша.

Старт выдался довольно бойким. Начал я с оснастки в 4 г. После быстрой поимки трёх или четырёх увесистых плотвиц, я решил поменять оснастку на 6 г, где стоял поводок потолще с более мощным крючком. И очень вовремя! Почти сразу последовала поклёвка и довольно сильный рывок — голавлик граммов на 300!

Но потом ситуация стала развиваться по тренировочному сценарию. Рыба клевала всё хуже, реже и мельче. Радовало только то, что такая картина наблюдалась у всех в зоне видимости. В какой-то момент появилось ощущение абсолютной пустоты в секторе. На всякий случай насадил на крючок варёного опарыша, и тут же произошла поклёвка, после которой резина сильно растянулась, а штекер изогнулся. Но рыба была не очень крупная и вскоре полукилограммовый голавль оказался в подсаке.

Мой сосед справа переломил затишье в клёве и, докармливая с руки, стал изредка, но регулярно полавливать средних плотвиц. У меня дела шли значительно хуже. На третьем часу я получил ещё две поклёвки хороших рыб, но одна порвала поводок 0,09 мм, а вторая сошла где-то посреди вываживания. Скорее всего, это тоже были голавлики в районе полкило.

На четвёртом часу я от отчаяния стал пытаться расшевелить рыбу докормом с руки прикормкой без мотыля. Это немного помогло, подловил несколько мелких плотвиц.

Мне казалось, что я отловился очень плохо. Но бодрый старт и несколько бонусов не дали мне провалиться очень сильно. Сосед справа обошёл меня на килограмм, в остальном же всё было не так уж плохо — я стал четвёртым из тринадцати, отстав от третьего места всего на 60 г, от второго — на 200. Как всегда — «Эх! если бы не два досадных схода!»

Паша в зоне А стал шестым. Он рассказал, что рыбы было очень мало и только благодаря самым лёгким оснасткам ему удалось подловить немного плотвы в конце тура. Сергей, выступавший за белорусско-польскую дружину, тоже ловил в зоне А, в крайнем левом секторе. Он стал четвёртым и также сказал, что рыба была немногочисленная и очень мелкая.

Только в зоне C Скирвита показала себя во всей красе. Саша Высоцкий, поймав несколько великолепных голавлей, самый крупный из которых потянул на 1750 г, с весом около семи килограммов был лишь шестым. Победные же уловы по десять и более килограмм делались в зоне С на настоящей Скирвитской плотве по 600-800 г.

После первого тура в голове крутились очень противоречивые мысли.

С одной стороны, ещё более очевидным стал тот факт, что рыба, активно атакуя приманку со старта, постепенно теряет к ней интерес. И чем сытнее прикормка, тем быстрее это происходит. Те, кто нашпиговал стартовый закорм большим количеством опарыша, почувствовали это в полной мере. Сделать клёв более равномерным и продлить его как можно дольше можно попробовать с помощью бедной прикормки (земляной вариант) и очень осторожного дозирования мотыля.

С другой стороны, мы делили с ещё двумя командами третье промежуточное место и все выступили чуть хуже, чем позволял сектор и прикормка.

Кроме того, была ещё зона С, где с рыбой было всё в порядке.

В общем — было о чём задуматься.

Второй тур

Только утром, стоя над ведром с шуруповёртом в руках, я принял, наконец решение — месить землю. Остальные остались со стандартной прикормкой.

Жеребьёвка подтвердила правильность моего решения. Зона В сегодня заменила собой зону А, а я попал в самый левый её край, то есть в сектор, где в первом туре ловил Сергей. В субботу уловы в том краю были совсем небольшие и делались на мелкой рыбёшке.

Я разложил все те же оснастки, что и в первом туре.

Прикормки на старт отделил чуть меньше, а мотыля добавил всего граммов 150. Варёного опарыша добавил маленькую щепотку в шары, которые заводил чашкой.

Соседи справа помимо штекеров закармливали болонки. При таком бедном рыбьем населении у берега это выглядело вполне разумно. К сожалению, у меня не было такой возможности.

Со старта рыба у меня встала стеной. Но — очень мелкая. За весь тур я не поймал рыбки крупнее 70 г. Но она клевала непрерывно с каждого заброса. Я докармливал несколькими комочками раз в полчаса, добавляя мотыля совсем понемногу. Как и в первый день, у соседей рыба начала выключаться к концу первого часа. Соседи перешли на болонки. Ближайший ко мне сосед на болонку достал неплохую плотву. Но продолжения не последовало. У меня же мелочь продолжала исправно клевать. Я понимал, что с такой рыбой мой единственный шанс — ловить её до конца тура ровно, без экспериментов и провалов. Что я и делал.

Надо сказать, что несмотря на малый размер, рыба совсем не привередничала. Поводок 0,1 с крючком 14 номера ничуть её не смущал. Поклёвки были уверенными, сходов не было. Я чередовал 4- и 6-граммовые оснастки. С моря задувал приличный ветер, и двухграммовой оснасткой ловить было некомфортно, да это было и не нужно, рыбёшка прекрасно ловилась и на более тяжёлые.

Похоже мой план сработал — мне удалось сохранить темп ловли на протяжении всего тура. Сосед справа к концу тура подловил на болонку ещё несколько рыб нормального размера и обошёл меня на 70 г. Остальные в нашей половине зоны поймали меньше. Лишь в правом краю ещё несколько человек отловились лучше. В итоге я оказался на пятом месте, что для команды должно было быть вполне неплохо.

Паша так же занял пятое место. Саша Высоцкий снова попал в правую, рыбную зону и был полон решимости показать плотве, где раки зимуют. И показал!
Поймав более 10 килограммов, он стал третьим.

Мы понимали, что собрали во второй день очень неплохую сумму мест. Мало кто из участников мог похвастаться ровными выступлениями. Однако, то что произошло потом, стало для нас приятной неожиданностью.
С отрывом в полтора балла мы стали…
Первыми!!!

Это было настолько неожиданно, что мы как-то даже не сразу поверили. Лишь получив на руки распечатки протоколов перед финальным построением и увидев в первой строчке название Briscola Belarus, мы поняли, что это всё на самом деле. Второе место заняла литовская команда Lifosa, третье — литовская же команда Pyla.

* * *

Конечно же, во многом нам помогло то, что многие участники были не совсем готовы к тому, что на Скирвите вместо уловов в десятки килограмм придётся собирать по сектору одиночных рыбок. Видимо, нам удалось чуть лучше сориентироваться в этой ситуации и просто выступить ровнее, без явных провалов. Думаю, в некоторой степени помог и Марьинский опыт.

А Скирвита снова оставила огромное желание приехать туда снова.
И мы приедем.
Обязательно!

В заключение хотелось бы поблагодарить организаторов турнира и Йонаса Яблонскиса за приглашение и возможность поучаствовать в Чемпионате Литвы.

И, конечно же, спасибо компании «Москанелла» за помощь в организации этой поездки.

Джиг на Москве-реке

Вячеслав Тин 6 декабря 2013

Джиг-спиннинг на нижней Москве-реке с Артемом Мишиным и Андреем Питерцовым.  Читать

Фильм "Streetfishing"

Практика Вячеслав Тин 6 декабря 2013

Фильм о ловле спиннингом в самом центре Москвы с Александром Рыжовым.  Читать

Мои любимые дипы. Часть 1. Окунь

Артем Мишин 30 октября 2013

Рассказ о глубоководных воблерах для ловли окуня.   Читать