Разделы

Теги

Ещё
Статьи

Чужой водоём, расположенный далеко от дома, да ещё и за пределами страны, всегда скрывает массу загадок. Это не просто чужое поле, а по-настоящему чуждая среда, где, не зная местной специфики, можно легко ошибиться, сделав неправильные выводы. Но лично для меня это чертовски интересно! Такой опыт очень положительно влияет на способность ориентироваться в незнакомых условиях, позволяя максимально быстро построить оптимальную тактику на соревнования. Именно нынешний чемпионат, наравне с позапрошлогодним, прошедшим в Северной Ирландии, я могу выделить как образцовый. Сейчас, как и в тот раз, нам с Сашей Панчёхиным удалось безошибочно определить верную тактику и, строго и дисциплинированно следуя ей, мы сумели достичь высочайшего результата!

Признаться, мне сложно начать написание этого рассказа. Эмоции ещё переполняют, да и усталость от пережитых двух сумасшедших дней ещё не прошла. Тем не менее, я решил написать отчёт по горячим следам, пока все воспоминания ярки. Думаю, именно так мне удастся передать весь градус настроения восьмого Чемпионата Мира, уже ушедшего в историю.

Конечно, каждый, кто читает эти строки, успел ознакомиться с результатами чемпионата. Наша победа в личном зачёте – это цель, к которой мы в тандеме с Панчёхиным шли несколько сезонов подряд. Но при том, что мы заняли первое индивидуальное место, сборная России оказалась аж на восьмой строке командного зачёта. Почему? Я не могу дать ответа на этот вопрос, все эти дни блуждающий по различным тематическим форумам в интернете. Могу лишь отметить, что экипаж Сухов – Фоминых был готов к этим соревнованиям стопроцентно, однако не пошло. Так бывает в любом виде спорта, поэтому прошу ребят ни в чём не винить. Сентябрь всегда невероятно насыщен спортивными мероприятиями, но в этом году график настолько плотный, что нам с Панчёхиным даже не везде, куда планировали, удалось попасть. Каждую неделю мы были на новом месте в разных странах и, что совсем сложно, на разных видах ловли, отчего появлялась дополнительная сложность с заменой снастей и снаряжения, и приходилось прилетать всего на несколько часов домой, чтобы сменить вещи. На первые выходные сентября были назначены отборы. Они должны состояться на озере Вильянди в Эстонии, где планировалось проведение Чемпионата Мира. Изначально подтверждение на участие дали почти все спортсмены, допущенные к квалификации в национальную сборную: призёры в личном и командном зачётах общероссийских соревнований (чемпионата и Кубка России), а так же состав сборной предыдущего сезона, завоевавший «бронзу» Чемпионата Мира 2014 года во Франции на озере Бурже. Но в самый последний момент по каким-то причинам от участия в отборах отказались все, кроме состава сборной прошлого года, превратив нашу поездку на отборочные соревнования в обычный предстартовый сбор. Это позволило нам более тщательно изучить водоём и понять его специфику, ну а спортсмены, давшие подтверждение на участие в квалификации, но отказавшиеся от этой поездки, получили санкцию в виде дисквалификации из сборной России на один год, что не позволит им отобраться на следующий Чемпионат Мира 2016 года.

Таким образом, состав сборной был определён по простейшему принципу: кто приехал в Эстонию на сборы, тот и участвует фактически в Чемпионате Мира. Нам это, конечно, упрощало задачу изучения акватории, однако с точки зрения пользы для сборной считаю, что именно отборы смогли бы определить наиболее сильный состав. Но, ни от кого из нас это не зависело, ведь люди просто не приехали.

Впрочем, отборы на месте проведения ЧМ – это не исключительно наша «фишка», как минимум ещё три сборные провели отборы в свои национальные команды на озере Вильянди и сумели определить людей, чьё понимание воды наилучшим образом сочетается с условиями этого конкретного озера.

Сам водоём оказался совсем необычным для проведения подобных масштабных соревнований. Самым непривычным является беспрецедентно малый размер озера: длина немногим больше трёх километров, а ширина всего 200–250 м. Максимальная глубина 12–13 м, а рельеф очень однообразный: нет перепадов глубин, никакой структуры, напоминает ванну. Но, при этом, в торцах озера есть довольно обширные мелководные участки с густыми зарослями водорослей и кувшинки, что не могло нас не обрадовать. Ведь присутствие травы в большом количестве даёт всегда нам некоторое преимущество. Ловля щуки в зарослях, можно сказать, главная наша специализация. Но об этом я расскажу подробней далее, когда детально опишу выбранную нами тактику.

Итак, 2 сентября после обеда мы с Панчёхиным прибыли в Вильянди. Ребята добирались на машинах (им намного ближе), поэтому, приехав раньше нас, уже вовсю тренировались. Погода, что называется, щучья: весь день, не переставая, льёт дождь, а температура воздуха всего +16 – после краснодарских +40 очень непривычно. Конечно, отсутствие прессинга и подходящая погода положительно сказались на результате их сегодняшней ловли: каждый экипаж поймал по несколько десятков щук, правда, зачётного размера (45+ см) из них были единицы.

Вечером в ходе общения, собрали у ребят всю интересующую нас информацию, исходя из которой сделали вывод: ставку делать нужно на щуку (окунь штучный и в основном мельче зачётных 23 см). Конечно, за три недели многое на водоёме может измениться, поэтому будем проверять все возможные варианты. Ну а с щукой нужно определить главное в тактике: либо ловить всю подряд, калибруя из всей массы зачётную, либо попытаться подобрать приманку, которая хоть как-то отсечёт мелочь.

Утром следующего дня выходим на лодочную станцию. Владимир Иноземцев, зная наш плотный график и невозможность доставить собственные плавсредства, привёз нам для тренировки свою надувную лодку.

Нам оставалось только найти мотор, но это оказалось совсем не сложно – помог его отыскать в аренду местный резидент Алексей Пирожков, разместивший объявление с просьбой на эстонских форумах. Парень, предоставивший мотор, предложил нам арендовать его лодку и на Чемпионат Мира. Мы, правда, собирались ехать сюда на машине и тянуть лодку Панчёхина для соревнований, но такое предложение за вменяемые деньги нас более чем устроило и сняло головную боль. Как бы так успеть вернуться из Словакии с Trout Union Cup, чтобы успеть из Краснодара доехать своим ходом до Эстонии… Тем более, Сашин мотор в 80 л.с. здесь не нужен вовсе – озеро маленькое и «двадцатки» вполне хватит. Кроме того, на Вильянди ещё и ограничена скорость передвижения – всего 30 км/ч. Так что нет никакой необходимости в мощном навороченном катере. Накачали лодку (давно я не ловил с ПВХ-шек), поставили мотор. Саша поехал на воду, а я поехал смотреть предложенную нам для участия в ЧМ лодку. Мне она понравилась: пластиковая, с таким же 20-сильным мотором. Троим внутри достаточно комфортно, и идёт на воде те самые 30 км/ч – идеально! Даю добро и присоединяюсь к Панчёхину. За время моего отсутствия (примерно 40 минут) он успел поймать нескольких щучек, две из которых зачётного размера. Вся рыба поймана на вертушку Pontoon21 Synchrony №5. «Пятёрку» Саша выбрал исходя из желания отсечь незачётных щук, насколько это возможно, однако не вышло – ловится всё подряд.

Я решил начать с колебалки «Панчёха», которую изготавливает краснодарский мастер Сергей Колесников, обловив ею прибрежную кувшинку. Незацепляемая конфигурация блесны позволяет проводить её в самых густых зарослях водорослей. Результат не заставил себя долго ждать: три рыбы за полчаса, но все незачётного размера. У Саши вертушка тоже работала с хорошим показателем эффективности, но пойманные рыбы также были мельче 45 см.

Потратив на траву пару часов, решаем сменить тактику и уйти в центральную часть озера. Здесь прибрежной кувшинки немного, но зато имеется береговой свал, вдоль которого на глубине до четырёх метров встречаются редкие высокие водоросли. Такая бровка просто идеальна для применения крупных минноу. Чтобы не пересекаться в горизонтах ловли, специально берём с Панчёхиным разные модели воблеров: Саша ставит OSP Asura Rudra 130SP, ну а я чуть более короткий DUO Realis Jerkbait 120SP, не уступающий «Рудре» в дальности полёта, но ныряющий в стоячей воде чуть-чуть глубже. Именно исходя из того, что у меня чуть более глубинный воблер, мы развернули лодку кормой к берегу (Саша находился у мотора), и, совершая дальние забросы вдоль бровки, медленно сплавлялись по ветру. Дело пошло сразу!

Поклёвки следовали наперебой, однако и тут размер зубастых оставлял желать лучшего. Мы решили ловить всё подряд, и из этой массы «незачёта» попытаться выделить зачётных, и понять, каково соотношение. Довольно быстро мы поймали десяток… Вскоре полтора… Но ни одной щуки 45+! Где же она?! Ведь этих недомерков кто-то родил! Прочесали мы уже три сотни метров береговой бровки и, было, подумали, что делаем что-то не так, как вдруг у Саши поклёвка – есть, но сопротивление рыба оказывает куда более мощное, чем все пойманные ранее. Вытаскивает, измеряем – 47 см. Отлично!

Первая воблерная «зачётка», соотношение пока примерно 1:15. Делаю заброс, заглубляю воблер… Проводка одиночными и двойными рывками… Удар – есть! И тоже сопротивляется мощнее – 46 см!

Две зачётные рыбы с точки подряд – случайность?! Упираемся в место, но поклёвок нет. Я беру другой спиннинг и забрасываю виброхвост на джиг-головке весом 7 г, но эффекта нет. Смещаемся, снова беру снасть с Realis Jerkbait 120SP, заброс – есть! Незачёт. Саша тут же ловит подряд две незачётные. Смещаемся ещё – снова поклёвок море, но все рыбы не кондиционные.

От ребят по рации приходит информация, что у них дела примерно так же, как у нас: масса «незачёта» и единицы щук 45+.

Продвинувшись вдоль бровки на полкилометра, мы дошли до мостков, с которых ловили поплавочники и доночники. Они явно прикармливают эти участки и, следовательно, скопление белой рыбы обязательно должно привлечь внимание хищника. Косвенно нашу теорию подтверждает и наличие большого количества верхоплавок в приповерхностном слое, стаи которых видно невооруженным глазом. Пройдя вдоль этого участка всего сотню метров, мы поймали восемь хвостов, из которых лишь три незачётные, а остальные пять — от 46 до 50 см!

И как из этого можно извлечь статистику?! Выходит, на большей части бровки держатся преимущественно мелкие незачётные щучки, но на определённых локальных участках скапливаются хищницы интересующего нас размера. Ребята тоже проследили похожую градацию, правда, не столь явно выраженную как у нас. Выводы пока делать рано, нужно более тщательно изучить озеро.

На следующий день озеро Вильянди стало испытывать жёсткий прессинг: на тренировку приехали ещё команды Латвии, Эстонии и Белоруссии, а литовцы решили провести отборы в свою национальную команду. Кстати, за неделю до нашего приезда здесь уже состоялись отборочные соревнования в украинскую сборную. К нашему удивлению, в интернете было довольно много информации об уловах, были даже фото с пойманными рыбами. При этом, судя по нашему видению рыбалки на озере, вся информация от украинских спортсменов была правдивой, точно без попыток скрыть что-то. Собственно, как говорится, шило в мешке не утаишь. В столь локальных условиях всё равно понимание, как действовать, приходит быстро.

Сегодня Володя Иноземцев попросил нас аккуратно изучить заросшие мелководья. Аккуратно – чтобы не привлечь излишнего внимания к траве. Ведь уже сейчас понятно, что с таким количеством людей на воде бровка будет «убита» моментально и нужно разведать возможный вариант «отскока».

В торцах озера, как я уже говорил, есть мелководья с травой и кувшинкой, которые упираются в затопленный камыш. Мы решили начать с левого от линии будущего старта. С утра здесь скапливаются лодки, многие стоят прямо в траве. Мы не решаемся сразу туда заходить, выжидая, когда народ разъедется в другие части озера, а встаём по бровке в сотне метрах от меляка. Здесь на воблеры берём несколько незачётных щук. По другой стороне, напротив нас, ловят Иноземцев с Давыдовым. Они тоже решили пробить траву, но, как и мы, ждут разъезда лодок.

Как мы и ожидали, торец опустел быстро – остались лишь пару лодок неизвестных нам спортсменов. Заходим на ковёр кувшинки и очень быстро понимаем, что щука здесь есть, и есть она в нормальном размере и количестве: за полчаса ловим три зачётных, две незачётных и видим несколько выходов за приманкой.

Атаковавших колебалку–незацепляйку щук мы намеренно не добивали, их тут всё равно никто не обидит. Выходим с травы и идём «чесать» бровку.

Здесь всё как вчера: незачётные щуки клюют десятками, а зачётных почти нет. Лишь Саша, поставив микроджиг в надежде поймать окуня, поймал зубастую на 47 см. Я тоже отличился зачётной рыбой, но не на бровке: увидев прогал среди камыша, забросил туда поппер DUO Realis Popper и его тут же яростно с прыжком проглотила щука на 49 см.

Продолжая прочёсывать бровку крупными воблерами, мы всё ещё пытались понять статистику поклёвок зачётных и дозачётных щук. Но продолжали клевать исключительно малыши… В одном из мест (напротив жёлтого буя, установленного для гребцов) я поймал на Realis Jerkbait 120SP окуня длиной 27 см.

Тут же, при очередной проводке, когда воблер уже подошёл к лодке и я стал его выматывать, за приманкой поднялась щука, да не простая, в сверхзачётная – 80–85 см! Это как минимум 3,5 кг! Мы с Сашей обомлели от удивления, оказывается крупная рыба здесь есть, и поймать её вполне реально! Запоминаем точку. Забегая вперёд скажу, что запомнили мы её вовсе не зря, именно здесь нас ждала та самая «золотая рыбка» второго тура Чемпионата Мира!

Ближе к полудню смещаемся в центральную часть озера и обнаруживаем там обширное мелководье, затянутое кувшинкой. Здесь же прямо в воде имеются заросли хвоща. Берём спиннинги, оснащённые колебалками «Панчёха» и начинаем прочёсывать место. Как оказалось, мы нашли самое плотное скопление щук на всём озере: выходы и поклёвки разных щук случались почти на каждой проводке! Да и рыба, судя по всему, весьма и весьма зачётного размера!

Выходим отсюда, пока не привлекли к себе излишнее внимание (вокруг много глаз) и докладываем по рации остальным о нашей находке. Иноземцев просит больше не беспокоить место, проверим его ещё раз завтра. Далеко отсюда мы решили не уходить, а пробить бровку вдоль этого мелководного участка. И тут наша статистика, наконец, начала проявляться: на 5–6 «бэби-щук» (средний размер 39–44 см) приходится одна зачётная (45–48 см). Работают и «Рудра», и «Джеркбейт 120». Однако поклёвки сегодня существенно более редкие, чем вчера. Прессинг, едва начавшись, дал о себе знать сразу.

Мой бедняга Realis Jerkbait 120SP, который по приезду сюда был извлечён из заводской упаковки, истерзан этими голодными шнурками так, будто этим воблером я ловлю уже на протяжении сезона в самых лучших щучьих местах! А по факту не наберётся и десятка зачётных рыб за два дня, пойманных на Вильянди. В третий день тренировки мы решили произвести небольшую ротацию экипажей: Дима Давыдов поплыл с Панчёхиным, а я перешёл в катер к Иноземцеву. Нашей с Володей установкой на сегодня стала детальная проработка мелководных участков, особенно в правом торце озера, где самая плотная густая растительность. Иноземцев выразил интерес к тому, как я ловлю в таких местах, используя колеблющиеся блёсны работы Сергея Колесникова. У него таких колебалок немного в арсенале, да и пользуется он ими вовсе не часто, потому попросил показать, как это делается в густых зарослях.

Выйдя на воду, «рассыпаемся» по акватории. Мы прямиком пошли в правый угол, но, подплыв к месту, решили скорректировать планы и уйти в сторону. По бровке у интересующего нас места встали две лодки спортсменов из других сборных, поэтому мы приняли решение встать неподалёку и подождать, когда те уплывут. Примерно через полчаса обе лодки ушли. Мы за это время успели поймать по одной незачетной щучке: я – на колебалку из травы, Володя – на воблер с бровки.

Дождавшись, когда тренирующиеся спортсмены конкурирующих команд покинули интересующую нас акваторию, подходим к заросшему меляку. Здесь, как и на найденном вчера нами с Панчёхиным мелководном участке, названном «партсобранием», тоже вперемежку растут водоросли, кувшинки и поляны хвоща. Это верный признак присутствия щуки, впрочем, мы очень быстро убедились, что здесь зубастой действительно много: выходы за колебалкой следовали почти на каждой проводке, а через некоторое время я поймал хорошую зачётную, по меркам этого озера, щуку – 59 см!

Кроме этой хищницы, мы видели щук зачётного размера, которые не успевали схватить колебло (у нас ведь первостепенная задача выявить плотность рыбы, не «спалив» место). Особо долго мы не стали упираться тут, вокруг уже стали обступать другие лодки…

Перейдя на новое место, попадаем под очень сильный ливень. Казалось, куда сильнее, но этот поток небесной воды внезапно усилился ещё многократно, будто прямо над головой повесили душ с сильным напором. Тем не менее, щука и теперь клевала – прямо в разгар «водных процедур» я поймал щучку на 44 см. Не зачётная, но поимка была весьма экстремальной.

После дождя мы стали прочёсывать дальнюю левую стенку камыша, уделяя внимание каждому локальному закутку. Нужно их обязательно проверить, ведь на таком маленьком водоёме на соревнованиях с колоссальным прессингом будет в прямом смысле выцарапывание рыбы из всех дырок, откуда только возможно. Мы уже предвкушаем это, потому стараемся быть готовыми по максимуму. Однако зачётную рыбу за полдня мы увидели лишь в одном месте: щука, явно в размере 60+ см, яростно атаковала блесну в кувшинке, но промазала, а добивать я её не стал – повсюду глаза конкурентов…

Ближе к вечеру в одном из мест клюнула зачётная щука на 54 см, которая заглотила мою колебалку без шанса на сход. Мы уже поняли, что щуку свыше «полтинника» здесь смело можно считать бонусом, ибо 90% всех зубастых, клюющих на любые приманки – это щурята, в лучшем случае имеющие зачётные 45 см…

Доловив до конца дня ещё по несколько щурят, возвращаемся на берег. Я сегодня показал Иноземцеву некоторые нюансы, как он сам называет, «ловли в ботве» с применением адаптированной для этой ловли блесны. Ему, приверженцу преимущественно рельефной ловли, не вполне понятны некоторые моменты такой рыбалки. Приманка Володе понравилась, он даже попросил изготовить ему лично некоторое количество колебалок именно в такой не серийной спортивной конфигурации.

Последний день тренировки мы вновь проводим своим экипажем. Нам с Панчёхиным уже на водоёме почти всё ясно: понятно, чего ожидать на соревнованиях, известен средний размер рыбы, нами поняты её предпочтения. Сегодня нашей задачей является подбор приманки и техники её проводки, которая будет наиболее актуальна по бровке. Мы немного понаблюдали за белорусами, литовцами и латышами – в бровку они все «въехали». Впрочем, твичинг крупных минноу нынче очень популярен и, конечно, все водоём прочитали правильно. Однако был один нюанс, который мы поняли ближе к вечеру этого крайнего дня: все конкурирующие команды использовали крупные воблеры, такие, как OSP Asura Rudra, DEPS Balisong 130, Jackall Magsquad 128, Lucky Craft Pointer 128, DUO Realis Jerkbait 120 и им соразмерные. К исходу этого дня на всей акватории не осталось ни единого участка береговой бровки, который бы не «пропылесосили» этими крупными приманками, и активность рыбы, следовательно, резко упала. Даже шнурки-недомерки перестали клевать – от той активности, что наблюдалась позавчера, не осталось и следа. Водоём «забомбили» в ноль…

Я предположил, что щука уже привыкла к размеру этих приманок, которые проводились в основном очень шаблонной однообразной проводкой. В таком варианте были лишь сняты сливки, но ведь рыба не изымалась, к тому же, уже стали попадаться щучки со свежими следами от крючков на морде. Значит, нужно искать варианты.

Сначала мы попробовали силикон: пелагический джиг на лёгкой джиг-головке. Результат был, но скромный. Резина явно и сильно проигрывала крупным воблерам в эффективности. Хотя и они не давали прежнего результата… Тогда я сделал предположение, что нужна более компактная приманка, в объёме существенно отличающаяся в меньшую сторону, но улетающая на такое же расстояние, как, например, Asura Rudra. Сначала я попробовал Megabass Vision One Ten 110SP – он играет классно, но заглубляется недостаточно и летит не так далеко, как нужно – не его условия.

Ставлю OSP Asura Varuna 110SP: летит отлично, играет как надо, но тоже заглубляется недостаточно. Впрочем, нескольких щук за пару часов я ей уговорил. Меняю и пробую Pontoon21 Cablista 125SP: летит – супер, играет очень размашисто и широко, но до нужного горизонта (2,2–2,5 м) не доныривает. Эта приманка тоже принесла нескольких щурят, а на одной из проводок у самой лодки за «Каблистой» из глубины поднялся очень крупный окунь, явно за килограмм… Но атаковать воблер он не стал.

И вот к четырём вечера, когда тренироваться оставалось лишь час, я ставлю ещё одного испытуемого – Megabass Ito-Shiner 115SP, который в коробке был всего в единственном экземпляре. С первого же заброса я понял, что по полётным качествам этот минноу превосходит все остальные ранее опробованные, и по дальности полёта вполне конкурирует с «Рудрой», которую я считаю в этих условиях эталоном дальности. Заглубив Ito-Shiner, я стал ощущать, как он цепляет придонные водоросли, до которых предшественники не могли достать. Ну а игра у него, пожалуй, самая «живая» из всех: очень реалистичное движение даже при слабом рывке. Я решил проверить проводку с применением более мягких рывков, и это оказалось очень и очень действенно: за последний час при помощи именно Ito-Shiner я поймал дюжину щук – столько, сколько за всё время с самого утра! И это в условиях прессинга – именно то, что я искал! Панчёхин, видя результат, полностью согласился с моим заключением, что именно этот воблер может подобным образом «стрельнуть» на самом Чемпионате Мира.

Впрочем, забегая вперёд скажу, что именно работа, проделанная в последний день свободной тренировки, стала во многом залогом успеха нашего выступления. Каким образом? Читайте в продолжении…

Trout union Cup Тур 2. В поисках гольца и новых впечатлений

Илья Пиварчук 1 ноября 2015

Ни для кого не секрет, что ловля на спиннинг очень увлекательна, азартна и полна впечатлений. Когда я только начинал ловить рыбу этим способом, для меня каждый выезд проходил под этим девизом.   Читать

Фидер Briscola Marmo MRM424MH – мастер речных просторов

Александр Розин 28 октября 2015

Речная фидерная рыбалка для меня всегда наполнена волнительной интригой. Именно на реке особенно велика вероятность поимки незабываемого трофея, который послужит украшением вашего рыболовного фотоальбома.   Читать

Немного статистической информации о Trout Union Cup 2015

Евгений Седаков 18 октября 2015

Так уж получилось, что мне доверили обработать результаты Trout Union Cup 2015.  Читать